Архив рубрики: Сура Ат-Тур

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 39

Ат-Тур

(39) Неужели у Него — дочери, а у вас — сыновья?

О многобожники! Вот еще одно ваше заблуждение, но на этот раз вы измыслили двойное зло. Вы приписали своему Господу детей и из двух полов выбрали для него слабый. Разве можно придумать более отвратительные недостатки для Господа миров?!

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 38

Ат-Тур

(38) Или же у них есть лестница, на которой они подслушивают [разговоры ангелов]? Пусть тот из них, кто подслушивал, приведет ясное доказательство.

Может быть, у них есть лестница, поднявшись по которой они подслушивают речи Аллаха и разговоры ангелов, из которых они узнают то, что неизвестно остальным? Если так, то пусть они докажут свою правоту. Но разве у них есть доказательства?! Все явное и сокровенное известно одному лишь Аллаху, и никто не в силах проникнуть в сокровищницу Его знаний. И только своим доверенным посланникам Он открывает малую толику этих знаний.

Такое откровение было ниспослано и самому лучшему, самому достойному и самому осведомленному из посланников — Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, который сообщил людям о том, кому они должны поклоняться и что их ожидает в Последней жизни. Он подтвердил свои слова многочисленными доказательствами и знамениями, которые сделали его учение убедительным и неоспоримым. Невежественные, заблудшие, слепые и упрямые многобожники объявили его лжецом и отвергли его учение, но при этом не привели в свое оправдание ни убедительных, ни даже сомнительных доводов. Так кому же из них должен верить разумный человек?

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 37

Ат-Тур

(37) Неужели у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же они сами являются владыками?

Может быть, это они распределяют блага великого Господа и по своему усмотрению одаряют одних и лишают других? А если нет, то почему они сочли безумством пророчество Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха?! Они ведут себя так, будто это они управляют Вселенной, а Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, показался им недостойным этой высокой чести. А ведь они даже самим себе не могут принести ни вреда, ни пользы. Они не властны ни над жизнью, ни над смертью, ни над воскрешением. Что же тогда мешает им уверовать?! Может быть, они захватили царство Аллаха и господствуют над Его творениями? Нет и нет! Они — всего лишь жалкие, беспомощные рабы.

Этот аят похож на слова Всевышнего: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими» (43:32).

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 36

Ат-Тур

(36) Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности.

Это — тоже риторический вопрос. Безусловно, люди не создавали небес и земли и не были соучастниками в их сотворении. Почему же тогда они не прислушиваются к Писанию Аллаха и голосу разума? Да потому что у них нет уверенности в том, что обещал Аллах.

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 35

Ат-Тур

(35) Неужели они были сотворены сами по себе [или: просто так]? Или же они сами являются творцами?

Это — неопровержимый довод в пользу истинности религии. Если человек признает его, то он обязан уверовать. Если же он отвергает его, то тем самым он отвергает не только веру, но и здравомыслие. А неверующие, которые отрицают единобожие и учение Посланника, по сути дела отрицают то, что их сотворил Аллах. Религия и здравый смысл утверждают, что объяснить происхождение человека можно только одним из трех предположений.

Можно предположить, что люди появились на свет сами по себе. Их никто не создавал, и они возникли без постороннего вмешательства. Конечно же, это — явный абсурд. Можно также предположить, что они сами сотворили самих себя, но и такое невозможно. Трудно даже предположить, как можно сотворить самого себя.

А если ни то, ни другое невозможно, то нам остается только признать существование Творца, которым является Всевышний Аллах. Каждый, кому становится ясна эта истина, непременно осознает и то, что только Аллах заслуживает поклонения Своих творений.

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 34

Ат-Тур

(34) Пусть приведут подобное ему [Корану] повествование, если они говорят правду.

Аллах бросил вызов арабам, которые были красноречивыми ораторами и превосходными поэтами: сочините что-либо подобное Корану, а если вы не сделаете этого, то признайте свое заблуждение и не говорите, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, измыслил Коран.

Но даже если люди и джинны объединятся для того, чтобы сочинить нечто подобное Корану, они все равно будут бессильны сделать это. А раз так, то все люди оказываются перед дилеммой: либо они должны уверовать в Коран и повиноваться его заповедям, либо они должны отвергнуть его и сознательно отдать предпочтение лжи и измышлениям.

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 33

Ат-Тур

(33) Или же они говорят: «Он выдумал его!» О нет! Просто они не веруют.

Они заявляют, что ты измыслил этот Коран. Все дело в том, что они не веруют. Ведь если бы они уверовали, то не стали бы говорить такое.

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 32

Ат-Тур

(32) Неужели умы повелевают им такое? Или же они являются людьми преступными?

Что же заставляет неверующих отвергать тебя и возводить на тебя навет? Может быть, к этому их побуждает разум? Но как же безобразен разум, который порождает такие скверные мысли. Лучше быть безумцем, чем обладать разумом, который считает самого здравомыслящего человека одержимым, а самую убедительную истину — ложью.

А может быть, их неверие является результатом их несправедливости и беззакония? В действительности, все так и есть. Беззаконие твоих врагов не знает границ, и не следует удивляться словам и поступкам злостных преступников, которые позволяют себе делать все, что им вздумается.

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 31

Ат-Тур

(31) Скажи: «Ждите, и я подожду вместе с вами».

Ждите моей смерти, а я подожду вместе с вами того дня, когда Аллах погубит вас сам либо покарает руками верующих.

Тафсир ас-Саади, сура Ат-Тур, аят 30

Ат-Тур

(30) Или же они говорят: «Он — поэт! Давайте же подождем, пока время не разберется с ним».

Иногда они называют тебя поэтом, но ведь Сам Аллах сказал: «Мы не учили его [Мухаммада] поэзии, и не подобает ему это» (36:69). Они хотят избавиться от тебя и твоей религии и говорят: «Давайте подождем, пока он не умрет. А когда это случится, его дело сгинет вместе с ним, и мы сможем вздохнуть спокойно».