Архив рубрики: Сура Аш-Шу‘ара’

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 227

Аш-Шу‘ара’

(227) Это не относится к тем, которые уверовали, совершают праведные деяния, многократ-но поминают Аллаха и защищаются после того, как с ними поступили несправедливо? А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся.

Всевышний поведал о том, что перечисленные выше качества не относятся к поэтам, которые веруют в Аллаха и Его посланника, совершают праведные деяния, часто поминают своего Господа и защищаются от яростных и несправедливых нападок многобожников. Стихи, которые слагают эти праведники, относятся к их добрым деяниям и являются результатом их искренней веры. В своих стихах они восхваляют правоверных, опровергают обвинения многобожников и неверующих, отстаивают честь исламской религии, разъясняют истину и полезные знания, учат людей благонравию и праведности.
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 226

Аш-Шу‘ара’

(226) и говорят то, чего не делают?

Это — еще одно из качеств большинства поэтов. Их слова часто расходятся с их делами. Если послушать, с каким вдохновением они читают свои лирические произведения, то можно подумать, что они переживают сильную любовь. А если поверить тому, как восторженно они восхваляют одних и порицают других, то можно легко склониться к тому же мнению, хотя в действительности все может оказаться далеко не так.
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 225

Аш-Шу‘ара’

(225) Разве ты не видишь, что они блуждают по всем долинам [слагают стихи на любые темы]

Их заблуждение настолько велико, что они скитаются по долинам стихотворства: то прославляют людей, то оскорбляют их, то воспевают героев, то насмехаются над ними. Порой они ликуют и веселятся, а порой — печалятся и грустят. В этом огромном мире они не находят себе покоя и часто переживают значительные перемены.

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 224

Аш-Шу‘ара’

(224) А за поэтами следуют заблудшие.

Затем Всевышний опроверг утверждения тех, кто называл Пророка, мир ему и благословение Аллаха, искусным поэтом. Он поведал об истинных качествах большинства поэтов. За ними следуют те, кто уклоняется от прямого пути, вставая на путь заблуждения и погибели. Это возможно только в том случае, если сами поэты обладают такими же скверными качествами. В действительности, все так и есть. Большинство поэтов являются заблудшими грешниками, и поэтому за ними следуют такие же заблудшие и порочные люди.

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 223

Аш-Шу‘ара’

(223) Они подбрасывают услышанное, но большинство из них являются лжецами.

Они подбрасывают этим лживым грешникам весть, услышанную на небесах, но большинство их сообщений лживы. Люди же запоминают одно правдивое слово, которое слетает с уст колдунов и предсказателей, и не обращают внимания на сотню сделанных ими лживых пророчеств. В речах этих отвратительных людей истина смешивается с ложью, растворяется в ней и исчезает. В нее нельзя верить, потому что ее невозможно узнать. Таковы истинные качества тех, на кого нисходят дьяволы, и такова истинная природа их наущений.
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аяты 221-222

Аш-Шу‘ара’

(221) Поведать ли вам о том, на кого нисходят дьяволы?

Аш-Шу‘ара’

(222) Они нисходят на каждого лжеца и грешника.

Это откровение — ответ каждому, кто заявляет, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был колдуном, которого наущали шайтаны. Всевышний открыл людям истинное знание, в достоверности которого они не могут усомниться. Дьяволы действительно нисходят на некоторых людей. Однако такое случается только с лжецами и грешниками, которые распространяют ложь и измышления и совершают множество других грехов. Дьяволы приближаются только к таким людям, потому что они похожи на них.

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 220

Аш-Шу‘ара’

(220) Воистину, Он — Слышащий, Знающий.

Аллах слышит все речи и молитвы Своих творений, на каком бы языке они ни обращались к Нему. Он знает о том, что люди совершают открыто, и о том, что они утаивают в своих сердцах. Он ведает обо всем явном и сокровенном. Где бы ни был человек, Всевышний видит его, слышит его речь и знает обо всех его помыслах, намерениях и решениях. Твердая убежденность в этом помогает правоверному достичь высшего благочестия (ихсан), и тогда он совершает поступки так, словно воочию видит Аллаха, и хотя он не видит Его, он все равно знает, что Аллах видит его.

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аяты 218-219

Аш-Шу‘ара’

(218) Который видит тебя, когда ты выстаиваешь [намазы по ночам]

Аш-Шу‘ара’

(219) и двигаешься среди падающих ниц.

Всевышний призвал правоверных молить Его о помощи и напомнил о том, что Он всегда близок к Своим рабам и посредством Своего совершенного знания всегда присутствует при совершении добрых дел. Он видит, как они стоят на молитве и совершают обрядовые движения. Он видит, как они выстаивают молитву, совершают поклоны и падают ниц.

Всевышний особо отметил стояние, а также поясной и земной поклоны, потому что именно эти положения являются самыми важными и славными частями намаза — мусульманской обрядовой молитвы. Если человек выполняет их искренне и смиренно, всей душой предаваясь общению с Аллахом, то его намаз становится совершенным, а благодаря этому совершенствуются все остальные деяния.

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 217

Аш-Шу‘ара’

(217) Уповай на Могущественного, Милосердного,

Всевышний поведал о сильнейшем оружии истинных мусульман, которое помогает им исправно выполнять все предписания религии. Это — упование на Аллаха и мольба о помощи в выполнении этих предписаний. Правоверным велено полагаться на Него, ведь среди Его прекрасных имен — Могущественный и Милосердный.

Упование — это твердая вера в то, что Всевышний Аллах непременно поможет обрести добро и уберечься от зла. Да и как может быть иначе, если Он обладает удивительными качествами — могуществом и милосердием. Благодаря Своему могуществу Он способен одарить Своих рабов благами и защитить их от зла и неприятностей, а благодаря Своему милосердию Он делает это.

Тафсир ас-Саади, сура Аш-Шу‘ара’, аят 216