Архив рубрики: Сура Ан-Ниса’

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аят 165

Ан-Ниса’

(165) [Мы отправили] посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый.

Одного за другим Аллах отправлял к людям Своих посланников, и они разъясняли им религиозные предписания. Они доводили до их сведения, какие поступки позволяют снискать Его благоволение, а какие навлекают на людей Его гнев. Они проливали свет на путь, ведущий в Райские сады, и на дороги, ведущие в Преисподнюю. И если после этого люди отказываются уверовать, то они должны сетовать только на самих себя.
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аяты 163-164

Ан-Ниса’

(163) Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху [Ною] и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму [Аврааму], Исмаилу [Измаилу], Исхаку [Исааку], Йакубу [Иакову] и коленам [двенадцати сыновьям Йакуба], Исе [Иисусу], Айюбу [Иову], Йунусу [Ионе], Харуну [Аарону], Сулейману [Соломону]. Давуду [Давиду] же Мы даровали Забур [Псалтирь].

Ан-Ниса’

(164) [Мы отправили] посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой [Моисеем] Аллах вел беседу.

Всевышний сообщил о том, что Он внушил Своему рабу и посланнику великие законы и открыл ему правдивые предания, которые прежде были открыты другим пророкам. Из этого можно сделать сразу несколько полезных выводов.
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аят 162

Ан-Ниса’

(162) Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, которые совершают намаз, выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением.

После упоминания о постыдных поступках людей Писания Аллах сообщил о тех из них, которые заслуживают похвалы. Они обладают основательными познаниями, которые укоренились в их сердцах. Они приобрели твердую убежденность, результатом которой стали совершенная вера во все, что было ниспослано Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и что было ниспослано предыдущим пророкам. Помимо этого они совершают праведные деяния, такие как намаз и закят. Эти два поступка являются самыми славными обрядами поклонения — они позволяют человеку искренне поклоняться Богу и делать добро Его рабам. Наряду с этим они веруют в Судный день, боятся суровой угрозы и надеются на обещание своего Господа. Они непременно получат великое вознаграждение, потому что сумели объединить в себе знание, веру и праведные деяния и уверовали во все Писания и всех Божьих посланников.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аяты 160-161

Ан-Ниса’

(160) За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали [или часто сбивали людей] с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им.

Ан-Ниса’

(161) А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания.

Всевышний сообщил о том, что Он запретил людям Писания многие из мирских благ, которые прежде были дозволены им. Этот запрет был наказанием за то, что они поступали несправедливо и преступали границы дозволенного, сбивали людей с пути Аллаха и мешали им найти прямой путь, а также пожирали лихву, которая была запрещена им. Они лишали нуждающихся людей возможности заключать честные сделки и получили наказание, которое соответствовало их злодеяниям. Аллах запретил им многие из мирских благ, которые были дозволены им прежде и по сути своей были чистыми и полезными. Что же касается запретов, установленных для мусульманской общины, то они распространяются только на те скверные вещи, которые могут навредить их религии и мирской жизни.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аят 159

Ан-Ниса’

(159) Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него [Ису или Мухаммада] до его смерти [до смерти Иисуса или до своей смерти], а в День воскресения он будет свидетелем против них.

Существует мнение, что притяжательное местоимение в этом откровении относится к людям Писания. Это означает, что каждому из них перед смертью становится ясна истина, и он начинает верить в пророка Ису, однако вера уже не приносит ему пользы, потому что является вынужденной. Такое толкование подразумевает суровую угрозу в адрес людей Писания. Они не должны совершать те отвратительные поступки, о которых они непременно пожалеют перед смертью. И можно лишь представить себе, каким будет их положение в тот день, когда они будут воскрешены и выйдут из могил!!
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аяты 153-158

Ан-Ниса’

(153) Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с неба. Мусу [Моисея] они попросили о еще большем, когда сказали: «Покажи нам Аллаха открыто». Тогда молния поразила [или: гибель постигла] их за их несправедливость. А затем они стали поклоняться тельцу после того, как к ним явились ясные знамения, но Мы простили это и даровали Мусе [Моисею] явное доказательство.

Ан-Ниса’

(154) Мы воздвигли над ними гору, согласно завету с ними, и сказали им: «Войдите во врата, поклонившись!» Мы также сказали им: «Не нарушайте субботы!» Мы заключили с ними суровый завет.

Ан-Ниса’

(155) За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: «Наши сердца покрыты завесой [или переполнены знаниями]». О нет, это Аллах запечатал их [сердца] за их неверие, и поэтому их вера ничтожна [или лишь немногие из них являются верующими].

Ан-Ниса’

(156) За то, что они не уверовали, возвели на Марьям [Марию] великий навет

Ан-Ниса’

(157) и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису [Иисуса], сына Марьям [Марии], посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его [или не убивали его с уверенностью].

Ан-Ниса’

(158) О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.

Люди Писания обратились к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, с такой просьбой, чтобы отвергнуть и опровергнуть его. Они заявили, что поверят ему или же отвергнут его в зависимости от того, сможет он удовлетворить их просьбу или нет. Они потребовали от него, чтобы Священный Коран был ниспослан целиком, подобно тому, как были ниспосланы Тора и Евангелие. Это было величайшей несправедливостью с их стороны, потому что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был человеком и рабом. Он зависел от воли Аллаха и не мог распоряжаться событиями во Вселенной, поскольку вся власть целиком принадлежит Аллаху. Он один отправляет посланников и ниспосылает Своим рабам то, что пожелает. Поэтому после упоминания знамений, которые язычники потребовали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний Аллах приказал ему сказать: «Пречист мой Господь! Я же — всего лишь человек и посланник» (17:93).
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аят 152

Ан-Ниса’

(152) А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах — Прощающий, Милосердный.

Речь идет о правоверных, которые уверовали во все, что Аллах сообщил о Себе, и уверовали во все предания и предписания, которые принесли Его посланники. Они не стали делать различия между посланниками и уверовали в каждого из них. Благодаря этому они обрели подлинную веру и твердую убежденность, которая зиждилась на доводах и доказательствах. Аллах же непременно одарит их вознаграждением, которое будет достойной наградой за их веру и связанные с ней праведные поступки, прекрасные слова и замечательные нравственные качества. Каждый из них получит воздаяние, соответствующее его деяниям. Очевидно, именно по этой причине Аллах назвал его их вознаграждением. Среди Его прекрасных имен — Прощающий и Милосердный. Он прощает Своим рабам прегрешения и принимает от них праведные поступки.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аяты 150-151

Ан-Ниса’

(150) Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», — и хотят найти путь между этим,

Ан-Ниса’

(151) являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения.

Каждому человеку ясно, что все люди делятся на правоверных, уверовавших в Аллаха и всех Его посланников, и неверующих, отвергающих все это. Но есть еще третья группа — это те, кто заявляет, что уверовал в одних посланников, но не признает других. Такие люди полагают, что избранный ими путь спасет их от Божьей кары, однако их надежды совершенно безосновательны. Они фактически проводят грань между Аллахом и Его посланниками, ибо если человек действительно возлюбил Его, то он непременно возлюбит всех Его посланников. Только в этом случае его любовь к Аллаху будет совершенной. Если же он питает ненависть к одному из посланников, то фактически питает ненависть к Аллаху и всем остальным посланникам. Всевышний сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом [Гавриилом] и Микаилом [Михаилом], то ведь Аллах является врагом неверующих» (2:98).
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аят 149

Ан-Ниса’

(149) Если вы обнаружите добро, скроете его или простите злодеяние, то ведь Аллах — Снисходительный, Всемогущий.

Под добром здесь подразумеваются все обязательные и желательные добрые слова и поступки, совершаемые душой и телом. Если человек совершит добрый поступок открыто или скроет его, если он проявит великодушие и простит того, кто посягнул на его жизнь, имущество или честь, то он непременно получит соответствующее воздаяние. Кто прощает ради Аллаха, тот удостаивается Его прощения, и кто творит добро, тот заслуживает доброго отношения с Его стороны, ведь Он — Снисходительный и Могущественный. Он прощает Своим рабам ошибки и великие грехи, покрывает их недостатки и относится к ним в высшей степени снисходительно, поскольку это для Него не составляет труда.
Читать далее

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Ниса’, аят 148

Ан-Ниса’

(148) Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах — Слышащий, Знающий.

Всевышний сообщил о том, что Ему не нравится, когда люди злословят во всеуслышание. Ему ненавистно такое поведение, и Он наказывает их за это. Под злословием подразумеваются все скверные слова, которые могут огорчить и опечалить человека. Это могут быть брань, клевета, оскорбления и тому подобные запрещенные высказывания, которые ненавистны Аллаху.
Читать далее