Архив рубрики: Сура Ан-Нази‘ат

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аяты 45-46

Ан-Нази‘ат

(45) Воистину, ты — всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого.

Ан-Нази‘ат

(46) В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели [в этом мире] лишь послеполуденные часы или утро.

Твои увещевания приносят пользу только тем, кто страшится наступления часа и боится предстать пред Аллахом. Эти люди готовятся к Судному дню и трудятся во благо Последней жизни. Что же касается тех, кто не верует в воскрешение и не усердствует во благо Последней жизни, а лишь тратит силы ради укоренения неверия и сопротивления истине, то ответ таких людей на твой призыв был бы напраслиной, от которой далек Мудрый Аллах.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аят 44

Ан-Нази‘ат

(44) Только твой Господь ведает об этом.

Всевышний также сказал: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления”» (7:187).

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аят 43

Ан-Нази‘ат

(43) К чему тебе упоминать об этом?

Какая польза тебе и им от того, что мы возвестим о сроке наступления Судного дня? В этом нет смысла. Узнав о сроке наступления этого дня, рабы Аллаха не извлекут из этого пользы ни для своей веры, ни для своей мирской жизни. Напротив, знание об этом целесообразно сокрыть от всех творений, и поэтому Всевышний держит его в тайне.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аят 42

Ан-Нази‘ат

(42) Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?»

Они спрашивают об этом, потому что отрицают воскрешение. Аллах ответил им и сказал:

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аяты 40-41

Ан-Нази‘ат

(40) Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей,

Ан-Нази‘ат

(41) пристанищем будет Рай.

Этот человек боялся справедливого возмездия, этот страх повлиял на его жизнь. Он воздерживался от страстей, которые мешают ей быть покорной Аллаху, боролся с порочными влечениями и желаниями, препятствующими ему обрести добро, и благодаря этому смог подчинить свои желания тому, с чем пришел посланник Аллаха. И поэтому его прибежищем будут Райские сады, в которых собраны все блага, радости и услады.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аяты 37-39

Ан-Нази‘ат

(37) Тому, кто преступил [границы дозволенного]

Ан-Нази‘ат

(38) и отдал предпочтение мирской жизни,

Ан-Нази‘ат

(39) пристанищем будет Ад.

Этот человек нарушал запреты Аллаха, осмеливался совершать великие грехи и не ограничивался тем, что позволил ему Господь. Он отдал предпочтение этой жизни перед жизнью будущей, посвятил свою жизнь мирским заботам, проводил свое время в усладах и страстных влечениях и предал забвению Последнюю жизнь и служение на благо ей. И поэтому Ад станет для него жилищем и вечной обителью.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аяты 34-36

Ан-Нази‘ат

(34) Когда же наступит Величайшее бедствие [День воскресения],

Ан-Нази‘ат

(35) в тот день человек вспомнит о том, в чем он усердствовал,

Ан-Наз‘иат

(36) и Ад будет ясно виден тем, кто будет видеть.

Когда наступит великое воскрешение и страшная беда, рядом с которой любое несчастье покажется малым, тогда отец забудет родного сына, муж — свою жену, влюбленный — свою возлюбленную. В тот день человек вспомнит о своих добрых и дурных деяниях. Он пожелает, чтобы его благих дел стало больше хотя бы весом на одну пылинку, а каждая крупица его плохих дел будет приносить ему все больше и больше печали.

В тот день человек узнает, что основой его успеха или убытка является то, к чему он стремился в мирской жизни. Но он лишится всякой возможности изменить что-либо. Все связи, которые он имел в этом мире, прервутся, и с ним останутся лишь его деяния. И тогда он увидит Ад, готовый поглотить своих мучеников и ожидающий лишь повеления своего Господа.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аяты 30-33

Ан-Нази‘ат

(30) После этого Он распростер землю,

Ан-Нази‘ат

(31) вывел из нее воду и пастбища

Ан-Нази‘ат

(32) и утвердил на ней горы

Ан-Нази‘ат

(33) на пользу вам и вашему скоту.

После сотворения небес Аллах простер землю, то есть поместил на ней источники великих благ. Смысл этого изложен в последующих аятах, в которых Всевышний Аллах поведал о том, что Он извел из земли воду, взрастил на ней пастбища и утвердил на ней горы.

Таким образом, Господь простер землю после сотворения небес, о чем свидетельствует текст этого благородного аята. Что же касается непосредственно сотворения земли, то оно предшествовало сотворению небес, о чем сказал Всевышний: «Скажи: “Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров … Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле». Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности» (41:9,11–12).

Тот, кто создал великие небеса со светилами и огромными небесными телами и зеленую землю со всеми благами, необходимыми для жизни, непременно воскресит Свои творения, в обязанность которым Он вменил служение Ему, и воздаст им за совершенные ими деяния. Тогда тот, кто творил добро, обретет великое благо, а тот, кто вершил злодеяния, пусть пеняет лишь на самого себя. Поэтому далее Всевышний упомянул о наступлении Судного дня и воздаянии.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аят 29

Ан-Нази‘ат

(29) Он сделал темной ночь его [неба] и вывел его утреннюю зарю.

Ночной мрак объемлет все уголки небосвода и землю, а затем сменяется утренней зарей, чтобы люди могли суетиться, обустраивая свою духовную и мирскую жизнь.

Тафсир ас-Саади, сура Ан-Нази‘ат, аяты 27-28

Ан-Нази‘ат

(27) Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его,

Ан-Нази‘ат

(28) поднял его своды и сделал его совершенным.

Всевышний привел убедительный довод против тех, кто отрицает воскрешение и считает, что Аллах не в силах вернуть тела в прежнее состояние. Разве сотворить огромное, могучее и высокое небо легче, чем воскресить людей? Аллах сотворил его, придал ему форму и сделал его облик совершенным, так что его прочность и совершенство изумляют умы и поражают сердца.