Архив рубрики: Сура Аль-Муддассир

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 56

Аль-Муддассир

(56) Но они не помянут его, если этого не пожелает Аллах. Он — Тот, Кто достоин страха и способен на прощение.

Воля Аллаха непременно исполняется. Ни малое, ни великое не может произойти вопреки Его воле.

Этот аят опровергает воззрения кадаритов, которые считают, что рабы Аллаха вершат свои дела независимо от воли Аллаха, и джабритов, которые, наоборот, полагают, что человек вообще лишен воли и не способен совершить что-либо самостоятельно. Джабриты ошибочно полагают, что человек принужден совершать то, что предписано ему Аллахом.

Однако Всевышний Аллах заявил, что Его рабы имеют волю и способны самостоятельно выбирать, какое деяние им следует совершить. Тем не менее, их воля зависит от воли Аллаха. Его следует бояться, и Ему надлежит поклоняться, потому что Он — Единственный Бог, Который достоин поклонения. В то же время, Он прощает тех, кто исполнен страха пред Ним и стремится снискать Его благосклонность.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 54-55

Аль-Муддассир

(54) Но нет! Это есть Назидание.

Аль-Муддассир

(55) Помянет его тот, кто захочет.

Речь идет либо об этой суре, либо о содержащейся в ней проповеди. Всякий желающий может запомнить это назидание, потому что теперь людям ясен прямой путь и представлены неоспоримые доказательства его истинности.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аят 53

Аль-Муддассир

(53) Но нет! Они не боятся Последней жизни.

Они не получат желаемого, ведь своими речами они всего лишь надеялись изобличить бессилие пророков. Они не страшатся Последней жизни, ведь если бы в их сердцах был страх перед нею, то они бы не поступали таким образом.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аят 52

Аль-Муддассир

(52) Но ведь каждый из них желает получить развернутые свитки.

Несмотря на свое нечестие, они имеют большие притязания и желают получить развернутые свитки с небес. Они заявляют, что только в этом случае последуют за истиной, но они лгут. Воистину, они не уверуют, даже если им откроются все возможные знамения, пока не увидят воочию мучительное наказание. Им были ниспосланы ясные знамения, разъясняющие истину, и если бы в них была хотя бы частичка добра, то они бы уверовали в нее. Поэтому далее Всевышний Аллах сказал:

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 49-51

Аль-Муддассир

(49) Что же с ними? Почему они отворачиваются от Назидания,

Аль-Муддассир

(50) словно напуганные ослы,

Аль-Муддассир

(51) бегущие от стрелка [или льва]?

Они отворачиваются от наставления и пренебрегают проповедями? Они испытывают к нему отвращение и бегут от него, словно дикие ослы, бросившиеся бежать от льва, охотника или стрелка. Это — ярчайший пример того, как нечестивцы избегают истины и отворачиваются от нее.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аят 48

Аль-Муддассир

(48) Заступничество заступников не поможет им.

Заступничество не принесет им пользы, потому что все, кому будет позволено ходатайствовать, будут ходатайствовать перед Аллахом только за тех, кем Он доволен, а эти грешники не заслужили благоволения Господа своими делами.

Аллах разъяснил исход, ожидающий всех, кто противится Его закону, и разъяснил, что ожидает их в Последней жизни. С упреком и порицанием Аллах сказал:

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 43-47

Аль-Муддассир

(43) Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.

Аль-Муддассир

(44) Мы не кормили бедняков.

Аль-Муддассир

(45) Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися.

Аль-Муддассир

(46) Мы считали ложью Последний день,

Аль-Муддассир

(47) пока к нам не явилась убежденность [смерть]».

Нет за нами ни искренней веры, ни благих дел, ни пожертвований в пользу нуждающихся. Мы погрязали во лжи вместе с остальными и пытались оспорить истину. Мы отрицали даже Судный день.

Это было следствием того, что они погрязли во лжи и отвергали истину, потому что Судный день является величайшей истиной. В этот день свершится суд над людьми за их деяния, и в полной мере проявится власть Аллаха и Его справедливость ко всем творениям.

Адские мученики были привержены своей ложной вере, пока их не постигло очевидное, то есть смерть. Они умерли неверующими и лишились возможности избежать наказания, потому что дверь надежды на спасение захлопнулась перед ними.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 40-42

Аль-Муддассир

(40) В Райских садах они будут расспрашивать друг друга

Аль-Муддассир

(41) о грешниках.

Аль-Муддассир

(42) Что привело вас в Преисподнюю?

Они пребудут в Райских садах, где им будет доступно все, чего они пожелают, где они обретут полный покой и умиротворение. Они будут беседовать друг с другом и разговор зайдет о грешниках. Они спросят: «Что же с ними происходит? Получили ли они обещанное Аллахом наказание? Они будут интересоваться друг у друга: «Что вы о них знаете?» Тут они увидят их в самой середине Ада, в пучине мук и страданий, и спросят: «За что вы попали в Адское Пламя? За какой грех?»

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 38-39

Аль-Муддассир

(38) Каждый человек является заложником того, что он приобрел,

Аль-Муддассир

(39) кроме людей правой стороны.

Каждый грешник является заложником своих скверных и злых деяний. К ним он стремился и теперь в ответе за свои преступления и грехи. Их тяжелые путы легли на его шею, и он заслужил справедливое наказание. Он совершенно не похож на свободных и счастливых праведников, которые не зависят от своих дурных поступков.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Муддассир, аяты 32-37

Аль-Муддассир

(32) О да! Клянусь луной!

Аль-Муддассир

(33) Клянусь ночью, когда она отступает!

Аль-Муддассир

(34) Клянусь зарей, когда она занимается!

Аль-Муддассир

(35) Это есть одно из величайших явлений,

Аль-Муддассир

(36) предостерегающее человечество —

Аль-Муддассир

(37) тех из вас, кто желает продвигаться вперед благодаря праведным деяниям или отступать назад, совершая грехи.

Существует предположение, что выражение калля означает ‘воистину’. Согласно другому мнению, оно использовано здесь в качестве вступления.

Всевышний поклялся луной, отступающей ночью и занимающейся зарей, потому что все вышеперечисленное несет в себе великие знамения Аллаха, свидетельствующие о Его могуществе и мудрости, необъятности Его власти и милости и безграничности Его знания. А поклялся Всевышний в подтверждение того, что Адское Пламя является одним из величайших несчастий и важнейших творений Господа.

Мы сообщили вам о нем и даровали вам ясное знание о его предназначении. Пусть же всякий, кто пожелает, продвинется и творит благодеяния, которые приблизят его к Аллаху и благодаря которым он обретет Его благосклонность и заслужит право обитать в райских домах. А тот, кто пожелает, пусть отступит от цели, ради которой Мы сотворили его, и отвернется от всего, что любит и одобряет Аллах, и совершает грехи, которые приведут его в Ад. Всевышний также сказал: «Скажи: “Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует”» (18:29).