Архив рубрики: Сура Аль-Му’минун

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 118

Аль-Му’минун

(118) Скажи: «Господи, прости и помилуй, ведь Ты — Наилучший из милосердных!»

О Мухаммад! Искренне воззови к своему Господу и скажи: «Господи! Прости нас, дабы мы могли спастись от всего неприятного, и помилуй нас, дабы благодаря твоему милосердию мы могли обрести всякое добро. Ты — лучший из тех, кто милует. И если какое-либо творение окажет милость Твоему рабу, то ему все равно не сравниться с Тобой. Воистину, Ты проявляешь к Твоим рабам больше сострадания, чем мать к собственному ребенку. Ты проявляешь к ним больше милосердия, чем они по отношению к самим себе».

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 117

Аль-Му’минун

(117) У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют.

Всякий, кто молится наряду с Аллахом другим божествам, не опираясь при этом на убедительные доводы и доказательства, которые бы подтверждали его правоту. Это правило справедливо при любых обстоятельствах. Нет и не может быть доводов в пользу поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Напротив, любые убедительные доводы свидетельствуют о порочности и тщетности поклонения вымышленным богам. Если человек отворачивается от этих доводов, то он проявляет несправедливость и упрямство. А когда он предстанет перед своим Господом, то получит воздаяние за свои поступки. И тогда выяснится, что у него нет доли в счастливом уделе, потому что он является неверующим. А неверующие никогда не преуспеют, ибо неверие является непреодолимой преградой на пути к успеху.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 116

Аль-Му’минун

(116) Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона.

Аллах превыше любых суждений, которые подразумевают несовершенство Его божественной мудрости. Он является истинным властелином всего сущего. Его слова, обещания и угрозы — все это является истиной. Благодаря своему совершенству и своей безупречности Он заслуживает любви и поклонения. Он — Господь великого Трона и тем более всех остальных творений. А это значит, что Он не сотворил человечество ради забавы.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аяты 114-115

Аль-Му’минун

(114) Он скажет: «Вы пробыли немного, если бы вы только знали.

Аль-Му’минун

(115) Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?»

Вы прожили короткую жизнь, и не важно, знаете вы точный счет прожитым дням или нет. Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас понапрасну? Неужели вы думали, что Мы предоставили вам возможность есть, пить, резвиться и наслаждаться мирскими усладами и забыли о вас? Неужели вы думали, что Мы оставим вас без повелений и запретов, без вознаграждения и наказания? Неужели вам не приходило в голову, что вы будете возвращены к Нам?

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 113

Аль-Му’минун

(113) Они скажут: «Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вел счет».

Эти слова свидетельствуют о том, что неверующие сочтут свою мирскую жизнь очень короткой. И достаточно будет сказать, что она была короткой, потому что ее точный срок не будет иметь никакого смысла. Но неверующие попросят Аллаха спросить об этом у тех, кто вел счет, поскольку сами они будут обременены наказанием, которое заставит их забыть о том, сколько лет они прожили на земле.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 112

Аль-Му’минун

(112) [Аллах] скажет: «Сколько лет вы пробыли на земле?»

Аллах упрекнет неверующих в глупости и безрассудстве. Они прожили на земле всего лишь небольшой промежуток времени, но успели совершить все самые злостные прегрешения, которые вызвали гнев Аллаха и обрекли их на страдания. А наряду с этим они не совершили тех благодеяний, которые успели совершить правоверные, заслужившие вечное счастье и снискавшие благоволение своего Господа.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 111

Аль-Му’минун

(111) Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими».

Я вознаградил их за то, что они повиновались Мне и терпели причиняемые вами обиды. Сегодня они пребудут возле Меня, наслаждаясь вечным блаженством и избавлением от Адского Пламени.

В другом аяте сказано: «В тот день верующие будут смеяться над неверующими и на ложах созерцать[ райские блага и то ужасное положение, в котором окажутся грешники]. Разве неверующие не получат воздаяние за то, что они совершали?» (83:34–36).

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 110

Аль-Му’минун

(110) Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними.

О ничтожные безбожники! Эти праведники были самыми славными и самыми достойными людьми, а вы глумились над ними и презирали их. Вы говорили глупости, и тогда Я заставил вас забыть обо Мне. Истинной причиной, по которой вы забыли о поминании своего Господа, были ваши насмешки над правоверными. Но когда вы забыли обо Мне, вы стали еще больше насмехаться над ними. Один скверный поступок провоцировал вас на совершение другого. Разве может быть еще большая дерзость?!

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 109

Аль-Му’минун

(109) Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты — Наилучший из милосердных».

Эти праведники не только обрели веру, которая обязывала их совершать праведные деяния, но и молили своего Господа о прощении и милости. Они пытались приблизиться к Нему, благодаря Его за дарованную им правую веру и признавая Его господство, безграничное милосердие и всеобъемлющую добродетель. Безусловно, все это свидетельствует об их смирении, покорности, богобоязненности и надежде на Него.

Тафсир ас-Саади, сура Аль-Му’минун, аят 108

Аль-Му’минун

(108) Он скажет: «Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной!

Упаси нас Аллах от этого! Это будут самые суровые слова из тех, которые грешники услышат в Последней жизни. Они будут означать разочарование, позор, унижение, убыток, потерю последней надежды на добрый исход и осознание бесконечного несчастья. Такой будет гневная речь Милосердного Господа, которая причинит грешникам больше страданий, чем наказание в огненной Преисподней. Затем Аллах поведает о причине, по которой мученики оказались в Аду и лишились Его милости: